МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 14 С.ГЛИНКА
Подписано: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№ 14 С.ГЛИНКА
DN: cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№ 14 С.ГЛИНКА, c=RU,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№ 14 С.ГЛИНКА, email=irinaalex2610@mail.ru
Дата: 2024.09.10 15:35:16 +09'00'
Утверждено:
Директор
МБОУ НОШ№14с.Глинка
____________ И.А.Жернякова
Приказ №33от «29»08.2024г
Учебный план 4 класс
Муниципального общеобразовательного учреждения начальной
общеобразовательной школы №14 с.Глинка на 2024-2025 уч. год
Предметные области
Учебные
предметы
Образовательная часть.
Русский язык
Русский язык
Литературное чтение
Литературное
чтение
Родной язык и литературное
чтение на родном языке
Иностранный язык
Математика и информатика
Обществознание и
естествознание
Основы религиозных культур
и светской этики
Искусство
Технология
Физическая культура
4класс
4
3
Родной (
русский)язык
Литературное
чтение на родном
( русском) языке
Английский язык
Математика
0,25
Окружающий
мир
Основы мировых
религиозных
культур
Музыка
Изобразительное
искусство
Труд(Технология)
Физическая
культура
2
Итого
0,25
2
4
1
1
1
1
3
22,5
Часть , формируемая участниками образовательного
процесса
Русский язык
Русский язык
Итого при 5-и дневной неделе
0,5
23
Пояснительная записка к учебному плану МБОУ НОШ №14 с. Глинка на20242025 учебный год.
Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
начальной общеобразовательной школы №14 с. Глинка
на 2024-2025уч.год
разработан в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами и
методическими письмами:
1. Федеральный закон РФ №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от
29.12.2010 г. №189. Об утверждении САНПиН 2.4.2821-10
«Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»;
3. Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от
24.11.2015 года №81 об утверждении САНПиН 2.4.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»;
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (приказ Минобрнауки РФ от 23.08.2010 года «Об утверждении и
введении в действие федерального образовательного стандарта начального
общего образования»);
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года №1241 « О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373»;
6. Приказ Министерства образования и науки РФ №1047 от 05.09.2013 года «Об
утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования»;
7. Приказ Министерства образования и науки РФ №576 от 08.06.2015 года. «О
внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 31 марта 2014 года №253»;
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.01.2016
года №38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253»;
9. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1015 от 30.08.2013 года «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
–
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования».
10.Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 г. №2357, зарегистрирован Минюстом
России 12 декабря 2011 г., рег. № 22540 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
11.Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственного образовательного стандарта общего образования»;
12.Реестром примерных основных общеобразовательных программ (Одобрена
решением от 8 апреля 2015. Протокол от №1/15
13.Приказ Министерства образования и науки РФ №1342 от 13.12.2013 года «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
–
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1015»;
14.Закон Забайкальского края от 11 июля 2013 года №858-ЗЗК «Об отдельных
вопросах в сфере образования»;
15.Информационное письмо «О реализации курса «Забайкаловедение» во 2-4
классах образовательных организаций Забайкальского края от 10.06.2016 года
№520»;
16.Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав
граждан на получение образования на родном языке»;
17.Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20
июня 2018 г. № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков
народов РФ»;
18.Закон Забайкальского края от 11 июля 2013 года №858-ЗЗК «Об отдельных
вопросах в сфере образования»;.
19.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации№31от 22.01.2024г.»О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки
Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации,
касающийся федеральных государственных образовательных стандартов
начального общего образования и основного общего образования»;
20.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 31 от 22.01.2024
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки
Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов
начального общего образования и основного общего образования»;
21.Федеральный Закон Российской Федерации №618 от 19.12.2023г «О внесении
изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
22.Устав школы;
23.Основная образовательная программа начального общего образования.
Учебный план для 3 класса разработан в соответствии ФГОС НОО и реализует
образовательную программу «Школа 21век» автор Н.Ф. Виноградова.
Особенности учебного плана начальной школы.
Учебный план4класса укомплектован в соответствии с новыми требованиями
ФГОС. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального
общего образования:
- формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- готовность обучающихся к продолжению образования на последующих уровнях
основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью
Учебные занятия в 4 классе проводятся по 5-ти дневной учебной неделе в
первую смену. Продолжительность урока 45 минут, учебного года-34 учебных
недели.
Предельно допустимая недельная аудиторная учебная нагрузка учащихся 4 класса 23 часа при 5-дневной учебной неделе.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана
составляет 80% от объёма ООП НОО, часть, формируемая участниками
образовательных отношений – 20%.
Обязательная часть :
Обязательная часть учебного плана выполняется полностью и состоит из
предметов русский язык, родной ( русский)я зык литературное чтение, литературное
чтение на родном ( русском) языке, математика, окружающий мир, английский
язык, основы религиозных культур и светской этики, технология, музыка,
изобразительное искусство, физическая культура.
Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
представлена учебными предметами: «Родной язык» и «Литературное чтение на
родном языке». «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке»
реализуется за счет часов из обязательной части учебного плана по 0,25 часа
расширяя учебный материал вопросами региональной и краеведческой
направленностей, с целью обеспечения достижения обучающимися планируемых
результатов освоения русского языка как родного и литературного чтения на родном
языке в соответствии с ФГОС НОО.
Формирование ИКТ - компетентности обучающихся происходит в ходе
использования информационных технологий на различных предметных уроках, во
внеурочной и проектной деятельности.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений направлена
на выполнение программы по русскому языку- 0,5 часа .
Учебные предметы по причине малой численности учащихся изучаются в режиме
малокомплектного класса: I комп.-2,3,4кл.
Формы и методы промежуточной аттестации обучающихся.
Промежуточная аттестация – форма контроля, определяющая успешность обучения
в течение всего учебного года и подведение итогов за каждую четверть, полугодие,
за год. В 3 классе контроль за уровнем достижений обучающимися
осуществляется по окончании четверти , полугодия, года через следующие формы
промежуточной аттестации:
Русский язык
Литературное чтение
Английский язык
Математика
Окружающий мир
Музыка
Изобразительное искусство
Технология
Физкультура
Контрольный диктант за четверть,
итоговый контрольный диктант;
контрольное списывание.
Проверка техники чтения,
тестирование.
Контрольная работа
Контрольная работа
Самостоятельная и контрольная
работа, практическая работа
Урок-концерт.
Выставка рисунков, защита проекта.
Защита проекта.
Сдача нормативов, тестирование.
Сроки проведения промежуточной аттестации для обучающихся 4 класса.
Учебный период
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Сроки проведения промежуточной
аттестации.
17.10.2024г.-25.10.2024г.
18.12.2024г.-27.12.2024г.
12.03.2025г.-21.03.2025г.
14.05.2025г.-28.05.2025г.
Содержание годовой контрольной работы (совокупность вопросов, заданий, и
т.д.) формируются не менее чем в двух параллельных формах (вариантах).
Годовые контрольные работы проводятся в течение последнего месяца
учебного года учителями, непосредственно преподающими соответствующие
учебные предметы в данных классах, с обязательным участием представителя
администрации.
Внеурочная деятельность:
В соответствии с ФГОС НОО основной образовательной программы начального
общего образования реализуется Муниципальным бюджетным
общеобразовательным учреждением начальной общеобразовательной школой
№14 с. Глинка , в том числе и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует
понимать образовательную деятельность , осуществляемую в формах , отличных
от классно-урочной , и направленную на достижение планируемых результатов
освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Кроме того , внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить
ещё целый ряд важных задач:
Ø Улучшить условия для развития ребёнка;
Ø Учесть возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.
Внеурочная деятельность организуется с учётом мнения родителей и интересов
учащихся .
Часы , отведённые на внеурочную деятельность, используются для проведения
общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации
образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров,
музеев и других мероприятий согласно годового плана работы школы
№14с.Глинка.
Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течении учебной
недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Направление
внеурочной
деятельности
Факультатив,
кружок, спец.курс
и т.д.
Общекультурное
Кружок
« ОчУМЕЛЫЕ
ручки»
« Финансовая
грамотность»
« Разговор о
важном»
Обще интеллектуальное
Информационнаякультур
а
Место
Кол- Кол- Руководит
проведения во
во
ель
часов учся
МБОУ
1
4
Жернякова
НОШ №14
И.А.
с.Глинка
1
3
1
4
Ржахова
О.А.
Спортивнооздоровительное
«Подвижные игры»
«Правила здорового
питания»
День здоровья,
походы, экскурсии,
зимние забавы,
неделя физической
культуры,
спортивные
соревнования
«Спорт вместо
наркотиков»,
осенний кросс
«Вперед на спорт»,
весенний кросс
«Весна зовет на
старт»,
1
4
Ржахова
О.А
Социальное
Акции: «Убираем СДК, школа 1
№14
территорию
школы»
«Помоги пожилому
человеку»,
Уборка памятника к
9 мая.
весенняя неделя
добра, акция «
Чистый ручей»
1
«Забайкаловедение
»
Фольклор
Забайкалья-2кл
Наша малая Родина
«Функциональная
1
грамотность»
4
Ржахова
О.А,
Лоскутнико
ва Т.В.
3
Ржахова
О.А
Жернякова
И.А.
« Тропинка в
профессию»
4
Жернякова
И.А.
Духовно-нравственное
Интеллектуальное
Профориентационное
1
2
Ржахова
О.А
1
«Особенности проектной деятельности в малокомплектной начальной школе»
«Использование метода проектов в обучении младших школьников в рамках
реализации ФГОС». В малокомплектной начальной школе №14 села Глинка
обучается в 2024-2025уч.году 4 ученика.
Малокомплектная школа –школа, в которой из-за недостаточного количества
детей создаются разновозрастные, с малой наполняемостью классы, и один учитель
одновременно работает с несколькими классами.
На данный момент в начальной школе действует один разновозрастной класскомплект 2, 3,4кл.)
Учебная деятельность обучающихся в разновозрастном класс-комплекте имеет
свои особенности:
-учитель работает с тремя классами одновременно;
-разный возраст учащихся (2,3,4 класс);
-50% времени на уроке обучающиеся работают самостоятельно, а поэтому
обучающиеся малокомплектных школ должны, как никто другой, уметь
планировать свою деятельность,
самостоятельно контролировать и оценивать её выполнение.
Казалось бы, работать в таких классах гораздо легче. Можно организовать
индивидуальную работу с каждым, дать обучающемуся больше знаний. Однако
исследования показывает обратное. Однообразная обстановка, психологическая
незащищенность обучающихся, ежедневные страхи, что его обязательно спросят –
снижает уровень успеваемости. Резко снижается мотивация к обучению у детей,
качество обучения страдает.
Поэтому, учитывая достоинства малочисленных классов, нужно найти способы
решения вышеуказанных проблем через определение основных идей развития
малокомплектной школы:
-идея сотворчества педагогов, обучающихся и их родителей через внедрение
технологии обучения по образовательной программе;
-идея взаимодействия детей разного возраста, которое выполняет множество
социально-педагогических функций, предусматривает организацию совместной
деятельности и общение обучающихся разных классов на учебных занятиях.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что
нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, проблемные,
рефлексивные формы и методы учения и обучения.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.
Разработанный еще в первой половине XX века метод проектной деятельности
актуален в настоящее время, потому что сегодня необходима переориентация
обучения вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие
личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и
чувства личной ответственности, что особенно необходимо обучающимся в
малокомплектной школе.
Преимущества применения учебных проектов в начальной малокомплектной школе
очевидны. Сельская школа имеет с одной стороны благоприятные условия для
организации проектной деятельности обучающихся:
-близость к живой природе;
-освоение опыта сельскохозяйственного труда;
-вовлеченность обучающихся в производственные и социально-экономические
проблемы.
-обучающиеся образуют единый ученический коллектив ,
-младшие классы повторяя вслед за старшими те или иные суждения, продвигаются
вперед успешнее.
При объединении детей малочисленных классов в общий коллектив работа идет
успешнее, поскольку повышается заинтересованность каждого ученика решением
общих задач, рождается свойственные младшим школьникам стремление
соревноваться и оказывать помощь товарищу в случае затруднения. Это позволяет
учителю успешнее решать образовательные задачи урока. Очень важно, что
организация совместной, самостоятельной и коллективной работы детей разного
возраста позволяет решать коммуникативные универсальные учебные действия.
Проектная деятельность не заменяет традиционную систему, а органично
дополняет, расширяя ее. От ребенка требуется умение координировать свои
усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать
необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Объект опыта: процесс формирования личностных универсальных учебных
действий;
Предмет опыта: метод проектной деятельности;
Цель: создать условия для формирования личностных УУД в условиях работы
в разновозрастном классе
Задачи:
-способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектной
деятельности, его самореализации и рефлексии через проживания «ситуации
успеха», через личностный рост в процессе выполнения проектного задания.
-формировать и развивать учебные универсальные действия
-самостоятельное конструирование знаний, применение к решению новых
познавательных задач
-выявление проблем, сбор информации, построение гипотез, экспериментирование,
обобщение;
-умение слушать и понимать другого, умение сотрудничать в групповом общении и
принятий решений.
-владение способами получения информации из разных источников.
Урок проектной деятельности в начальной школе –это не только процесс, в ходе
которого дети выполняют трудовые действия и воспроизводят предлагаемый
учителем объект. Это урок, направленный на осознанное восприятие школьниками
учебной информации, конечным результатом которого является возможность
творческого использования багажа полученных знаний, умений и навыков. Первый
детский творческий проект должен быть ярким и запоминающимся, чтобы и в
дальнейшем учащимся хотелось создавать проекты, преобразовывать окружающий
мир, делая его краше и добрее.
Правила выбора темы проекта:
1.Тема должна быть интересна ребенку. Исследовательская работа эффективна
только на добровольной основе
2.Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам
исследования. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал
бы своим решением.
3.Учитывая интересы детей ,старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой
сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуйте себя сильным. Увлечь другого
может лишь тот, кто увлечен сам.
4.Тема должно быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.
Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на
традиционные предметы и явления.
5.Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно
быстро. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное
время удержать интерес к проекту. В 4 классе их продолжительность от 1 до 2
месяцев.
6.Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным
особенностям детей.
7.Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть
наличие требуемых средств и материалов- исследовательской базы.
8.С выбором темы не стоит затягивать. Большинство обучающихся начальной
школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому,
выбирая тему действовать следует быстро, пока интерес не угас
Структура проекта
Любая исследовательская работа ( проект) состоит из нескольких этапов.
-Выбор темы.
-Постановка цели и задач.
-Гипотеза исследования
-Организация исследования
-Подготовка к защите и защита работы
-Рефлексия
Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.
Проектирование
В начальных классах обучающиеся еще не умеют работать с научно-познавательной
литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать
свою деятельность, они только приступают к поисково-исследовательской работе
.От учителя потребуется такт, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а
направить их на самостоятельный поиск.
Роль учителя
Главное для учителя –увлечь детей, а также их родителей в исследовательской
деятельности, вселить уверенность в своих силах. Они вместе делают фотографии,
выполняют несложные исследования по наблюдению, помогают подбирать
информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить
защиту своей работы.
Роль родителей в проектной деятельности
Я считаю, что роль взрослых, особенно родителей на начальном этапе проектной
деятельности
велика.
Помощь
советом
,информацией,
проявление
заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержания
мотивации и обеспечения самостоятельности детей при проведении проекта и
исследования. С этой целью проводятся специальные родительские собрания, на
которых разъясняется суть проектно-исследовательской работы и ее значимость для
развития личности ребенка, объяснить об основных этапах проектной деятельности
и формах возможного участия в ней родителей. Заинтересованность и активное
участие родителей способствует повышению мотивации ребенка, активности,
развитию самостоятельной деятельности
Трудоемкость опыта.
-Основная проблема работы учителя по формированию личностных УУД в условиях
малокомплектной школы заключается в отсутствии помощи со стороны педагогапсихолога.
-трудоемкой является организация проектной деятельности, проекты в младших
классах- это проблематично, так как дети слишком малы для проектирования.
-обучение и воспитание не возможно без воздействия на эмоциональнонравственную сферу ребенка. А для этого порой не хватает информационнотехнических средств. Отсутствие в библиотеке начальной школе необходимой
литературы: энциклопедии ,справочников, периодических изданий.
-отсутствие группы продленного дня;
-удаленность школы от культурных центров;
Проект “Моя родная деревня
Проект «История моей улицы»
Проект “Профессии”
Проект «Родословная»
Проект “Украшаем класс к новому году”
Проект “Кормушка для птиц”
Проект «Детская площадка»
Список литературы
Официальные документы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования: /Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации.
Периодические издания
2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. –
2005. - №9.
3. Исследовательская и проектная деятельность школьников/ Начальная школа. –
2007, №9.
4. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч 1. –
М.: Просвещение, 2011. – 400 с. – (Стандарты второго поколения).