Принято
Протокол педагогического совета
№ 4 от « 26 » декабря 2023г.
Утверждено
Приказ директора
МБОУ НОШ №14 с.Глинка
________ И.А Жернякова
№ 19 от « 28 » декабря2023г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о формах, периодичности, порядке текущего контроля
успеваемостии промежуточной аттестации обучающихся
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (далее –
Положение) МБОУ НОШ№14 с.Глинка (далее – ОО) разработано в
соответствии:
с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, утвержденным приказом Минобрнауки от
19.12.2014 №1598;
Федеральным государственным образовательным стандартом
среднего
общего
образования,
утвержденным
приказом
Минобрнауки от 17.05.2012 № 413;
Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования, утвержденным приказом
Минпросвещения от31.05.2021 № 286;
Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего
образования,
утвержденным
приказом
Минпросвещения от 31.05.2021 № 287;
ФОП ООО, утвержденной приказом Минпросвещения от
18.05.2023 № 370;
Порядком организации и осуществления образовательной
деятельностипо основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего образования,
утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021 №115;
уставом ОО;
основными образовательными программами (ООП) начального
общего образования;
1.2. Настоящее Положение определяет формы, периодичность, порядок
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
школы по основным образовательным программам начального общего
образования, а также порядок ликвидации академической задолженности.
1.3. Текущий контроль успеваемости и результаты промежуточной
аттестации являются частью внутренней системы оценки качества
образования по направлению «качество образовательного процесса» и
отражают динамику индивидуальных образовательных достижений
обучающихся в соответствии с планируемыми результатами освоения
основной образовательной программы соответствующего уровня общего
образования.
1.4. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация по
отдельным частям учебного предмета или учебному предмету в целом, курсу,
дисциплине (модулю) образовательной программы проводятся в рамках часов,
отведенных учебным планом (индивидуальным учебным планом) на
соответствующие части образовательной программы.
2. Текущий контроль успеваемости обучающихся.
2.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся – систематическая
2.2. проверка образовательных (учебных) достижений обучающихся, проводимая
педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии
с образовательной программой и направленная на выстраиваниемаксимально
эффективного образовательного процесса в целях достижения планируемых
результатов освоения основных общеобразовательных программ,
предусмотренных федеральными государственными образовательными
стандартами соответствующего уровня общего образования. Текущий контроль
успеваемости обучающихся осуществляется в целях:
определения степени освоения обучающимися основной
образовательной программы соответствующего уровня общего
образования в течение учебного года по учебным предметам, курсам,
дисциплинам (модулям) учебного плана образовательной программы;
коррекции рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей) в зависимости от анализа качества, темпа и особенностей
освоения изученного материала;
предупреждения неуспеваемости.
2.3. Текущий контроль успеваемости проводится для всех обучающихся
школы, за исключением лиц, осваивающих основную образовательную
программу в форме самообразования или семейного образования либо
обучающихся по не имеющей государственной аккредитации образовательной
программе, зачисленных в школу для прохождения промежуточной и
государственной итоговой аттестации, а также обучающихся заочной формы
обучения.
2.4. Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется
педагогическим работником, реализующим соответствующую часть образова
тельной программы, самостоятельно. Текущий контроль успеваемости
осуществляется поурочно и (или) по темам в соответствии с тематическим
планированием рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины
(модуля) с учетом требований федерального государственного
образовательного стандарта соответствующего уровня общего образования,
индивидуальных особенностей обучающихся класса, содержанием
образовательной программы, используемых образовательных технологий в
формах:
письменной работы (тест, диктант, изложение, сочинение, реферат,
эссе, контрольные, проверочные, самостоятельные, лабораторные и
практические работы);
устного ответа, в том числе в форме опроса, защиты проекта, реферата
или творческой работы, работы на семинаре, коллоквиуме, практикуме;
диагностики образовательных достижений обучающихся (стартовой,
промежуточной, итоговой);
иных формах, предусмотренных учебным планом (индивидуальным
учебным планом).
2.5. Текущий контроль успеваемости обучающихся 1-го класса в течение
учебного года осуществляется без балльного оценивания занятий
обучающихся и домашних заданий. Основной формой текущего контроля
успеваемости
является
мониторинг
образовательных
достижений
обучающихся на выявление индивидуальной динамики от начала учебного
года к его концу с учетом личностных особенностей и индивидуальных
достижений обучающегося за текущий и предыдущие периоды. Результаты и
динамика
образовательных
достижений
каждого
обучающегося
фиксируются педагогическим работником в листе индивидуальных
достижений по учебному предмету.
2.6. Текущий контроль успеваемости во втором и последующих классах
осуществляется по пятибалльной системе оценивания. Для письменных работ,
результат прохождения которых фиксируется в баллах по пятибалльной
шкале. Шкала перерасчета разрабатывается с учетом уровня сложности
заданий, времени выполнения работы и иных характеристик письменной
работы.
2.7. Текущий контроль успеваемости по учебному предмету «ОРКСЭ» в 4
классе осуществляется в безотметочной форме (зачетная система);
2.8. Отметки по установленным формам текущего контроля успеваемости обу
чающихся фиксируются педагогическим работником в журнале
успеваемости и дневнике обучающегося в сроки и порядке, предусмотренные
локальным нормативным актом:
отметка за письменную контрольную работу, диктант,
изложение, тестирование, лабораторную, практическую
работу и т.п. выставляется к следующему уроку
За сочинение, изложение и диктант с грамматическим заданием в журнал
успеваемости выставляются две отметки: одна по учебному предмету
«Русский язык» или «Родной язык», а вторая по учебному предмету
«Литературное чтение» («Литература») или «Литературное чтение на родном
языке».
Отметка за письменную контрольную работу, диктант, изложение,
тестирование, лабораторную, практическую работу и т.п. выставляется к
следующему уроку.
2.9. Текущий контроль успеваемости по итогам триместра осуществляется
педагогическим работником, реализующим соответствующую часть
образовательной программы, самостоятельно в форме письменной работы
(тест, диктант, изложение, сочинение, комплексная или итоговая контрольная
работа, всероссийская проверочная работа).
2.10. Педагогический работник, проводящий текущий контроль успеваемости,
обеспечивает повторное написание письменной работы обучающимися,
получившими неудовлетворительную оценку за триместровую письменную
работу, и проведение текущего контроля успеваемости по итогам триместра для
отсутствовавших ранее обучающихся.
2.11. В целях создания условий, отвечающих физиологическим особенностям
учащихся, не допускается проведение текущего контроля успеваемости:
в первый учебный день после каникул для всех обучающихся школы;
в первый учебный день после длительного пропуска занятий для
обучающихся, не посещавших занятия по уважительной причине;
на первом и последнем уроках, за исключением тех уроков, которые про
водятся один раз в неделю.
Не допускается проведение:
более одной контрольной работы в день для одного класса.
2.12. Выставление неудовлетворительных отметок в ходе текущего контроля
успеваемости не допускается в адаптационный период:
в начале учебного года: обучающимся, перешедшим на новый уровень
общего образования в течение первых трех недель; остальным
обучающимся - в течение первых 2-х недель.
на первых уроках после каникул;
на первых уроках после длительного отсутствия обучающегося по
уважительной причине.
2.13.Текущий контроль успеваемости обучающихся, нуждающихся в длительном
лечении, для которых организовано освоение основных общеобразовательных программ
на дому, осуществляют педагогические работники школы. Отметки по установленным
формам текущего контроля успеваемости обучающихся фиксируются в журнале
обучения на дому.
2.14. Текущий контроль успеваемости обучающихся, нуждающихся в длительном
лечении, для которых организовано освоение основных общеобразовательных программ в
медицинской организации, осуществляется данной организацией. Результаты
успеваемости подтверждаются справкой об обучении в медицинской организации и
учитываются в порядке,
предусмотренном локальным нормативным актом школы.
2.15. Текущий контроль успеваемости в рамках внеурочной деятельности определяется ее
моделью, формой организации занятий и особенностями
выбранного направления внеурочной деятельности. Оценивание достижения планируемых
результатов внеурочной деятельности обучающихся
осуществляется в порядке и на условиях, установленных локальным нормативным актом
школы.
2.16. Отметки за четверть по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) и
иным видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом, определяются как
среднее арифметическое текущего контроля
успеваемости, включая четвертную письменную работу, и выставляются всем
обучающимся школы в журнал успеваемости целыми числами в соответствии с правилами
математического округления.
Перевод средневзвешенного балла в пятибалльную систему:
Баллы
1,0-1,9
2,0-2,5
2,51-3,5
Отметка
1
3
5
2
4
3,51-4,5
4,51-5
2.17. Обучающимся, пропустившим по уважительной причине, подтвержденной
соответствующими документами, более 50 процентов учебного времени, отметка за
четверть не выставляется или выставляется на основе результатов письменной работы или
устного ответа педагогическому работнику в формах, предусмотренных для текущего
контроля успеваемости, по пропущенному материалу, а также результатов четвертной
письменной работы.
3. Промежуточная аттестация обучающихся
3.1. Промежуточная аттестация – это подтверждение освоения отдельной
части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
образовательной программы.
3.2. Промежуточную аттестацию в ОО в обязательном порядке проходят
обучающиеся, осваивающие ООП начального общего образования во всех
формах обучения, включая обучающихся, осваивающих образовательные
программы ОО по индивидуальным учебным планам; обучающиеся,
осваивающие программу в форме семейного образования (экстерны) и в
форме самообразования(экстерны).
3.3. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в формах,
определенных учебным планом, в сроки, утвержденные календарным
учебным графиком, и в порядке, установленном пунктом 3.5 настоящего
Положения.
3.4. Перечень учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), выносимых на
промежуточную аттестацию, и форма проведения определяются ООП по
уровням общего образования (учебным(и) планом(ами)).
3.5. Порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся:
3.5.1. Промежуточная аттестация обучающихся проводится один раз в год в
сроки, установленные календарным учебным графиком соответствующей
образовательной программы.
3.5.2. В качестве результатов промежуточной аттестации по предметам
учебного плана соответствующего уровня образования обучающимся могут
быть зачтены внеучебные образовательные достижения. Зачет производится в
форме учета личностных достижений или портфолио.
3.5.3. Материалы для проведения промежуточной аттестации обучающихся по
учебным предметам, курсам, дисциплинам разрабатываются педагогами.
Независимая оценка качества знаний обучающихся, проводимая в конце
учебного года сторонними организациями (федеральные, региональные,
муниципальные контрольные работы, срезы и др.), может являться
альтернативой школьных аттестационных мероприятий и засчитываться в
качестве результата промежуточной аттестации по тому или иному учебному
предмету.
3.5.4. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется
педагогическим работником, реализующим соответствующую часть
образовательной программы.
3.5.5. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по
уважительной причине, подтвержденной документально, проходят
промежуточную аттестацию в дополнительные сроки, определяемые приказом
руководителя ОО в течение одной недели с момента не прохождения
обучающимся промежуточной аттестации.
3.6. Во исполнение пункта 3.5.4 настоящего Положения уважительными
причинами признаются:
болезнь обучающегося, подтвержденная соответствующей справкой
медицинской организации;
трагические обстоятельства семейного характера;
участие в спортивных, интеллектуальных соревнованиях, конкурсах,
олимпиадах на всероссийском и международном уровне, региональных,
федеральных мероприятиях, волонтерской деятельности;
обстоятельства непреодолимой силы, определяемые в соответствии с
Гражданским кодексом.
Расписание промежуточной аттестации (перечень учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), форма, сроки и порядок проведения) доводится до
обучающихся и их родителей (законных представителей) посредством размещения
наофициальном сайте ОО не позднее чем за две недели до проведения
промежуточной аттестации.
3.7. Годовые отметки по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине
(модулю) и иным видам учебной деятельности, предусмотренным учебным
планом, определяются как среднее арифметическое четвертных отметок и
отметкипо результатам годовой письменной работы, выставляются всем
обучающимся школы в журнал успеваемости целыми числами в соответствии
с правилами математического округления.
3.9.В целях создания условий, отвечающих физиологическим особенностям
учащихся при промежуточной аттестации по учебным предметам, курсам,
дисциплинам (модулям) и иным видам учебной деятельности, предусмотренным
учебным планом, не допускается проведение:
более одной контрольной работы в день для одного класса.
4. Специальные
условия проведения текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации для детей с ОВЗ.
4.1. Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АООП НОО) аттестации обучающихся с ОВЗ
включают:
особую форму организации аттестации (в малой группе,
индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ;
привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие
привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем,
шаблонов общего хода выполнения заданий);
присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
адаптирование инструкции с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому
оформлению; 2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством
деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (по
шаговость) выполнения задания; 3) в дополнение к письменной
инструкции к заданию при необходимости она прочитывается педагогом
вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных трудностей
обучающихся с ОВЗ (более крупный шрифт, четкое отграничение
одного задания от другого; упрощение формулировок задания по
грамматическому и семантическому оформлению, картинный план и
др.);
при необходимости предоставление дифференцированной помощи:
стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка),
организующей (привлечение внимания, концентрирование на
выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки),
направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
увеличение времени на выполнение заданий;
возможность организации короткого перерыва (10–15 минут) при
нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения.
4.2. Освоение адаптированной основной образовательной программы, в том
числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса,
дисциплины (модуля), сопровождается промежуточной аттестацией
обучающегося, проводимой в формах, определенных учебным планом, в том
числе с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
4.3. Формы промежуточной и итоговой аттестации, в том числе текущего
контроля успеваемости, устанавливаются с учетом психофизиологического
состояния обучающегося. Форма контроля должна отражать, насколько
достигнута цель обучения на каждом занятии. Не допускается завышение
оценок обучающимся во избежание формирования ложных представлений о
результатах обучения.
5. Результаты промежуточной аттестации
5.1. Результаты промежуточной аттестации оформляются протоколом
промежуточной аттестации.
5.2. Сведения о результатах промежуточной аттестации доводятся до
обучающихся и их родителей (законных представителей) в течение трех дней с
момента проведения промежуточной аттестации посредством электронного
журнала и электронного дневника обучающегося.
5.3. Родители получают доступ к информации о ходе образовательного
процесса, результатах промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
через электронный дневник, связанный с электронным журналом, или
посредством индивидуального обращения к педагогу, проводящему
соответствующие занятия, классному руководителю, уполномоченному
представителю администрации.
5.4. На основании положительных результатов промежуточной аттестации
обучающиеся переводятся в следующий класс.
5.5. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному
или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) и иным
видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом, или
непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных
причин признаются академической задолженностью (ч. 2 ст. 58 Федерального
закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
5.6. Условный перевод в следующий класс – это перевод обучающихся, не
прошедших промежуточную аттестацию по уважительным причинам или
имеющих академическую задолженность, с обязательной ликвидацией
академической задолженности в установленные сроки.
6. Ликвидация академической задолженности обучающимися
6.1. Обучающиеся имеют право:
пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебным
предметам, курсам, дисциплинам (модулям) не более двух раз в
пределах одного года с момента образования академической
задолженности, не включая время болезни обучающегося (ч. 5 ст. 58
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»);
получать консультации по учебным предметам, курсам, дисциплинам
(модулям);
получать информацию о работе комиссий по сдаче академических
задолженностей;
6.2. Обучающиеся
обязаны
ликвидировать
академическую
задолженность по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям)
предыдущего учебного периода в сроки, установленные приказом
руководителя ОО.
6.3. ОО при организации ликвидации академической задолженности
обучающимися обязана:
создать условия обучающимся для ликвидации академических
задолженностей;
обеспечить контроль за своевременностью ликвидации академических
задолженностей;
создать комиссию для проведения сдачи академических
задолженностей (промежуточной аттестации обучающихся во второй
раз).
6.4. Родители (законные представители) обучающихся обязаны:
создать условия обучающемуся для ликвидации академической
задолженности;
обеспечить контроль за своевременностью ликвидации обучающимся
академической задолженности;
нести ответственность за ликвидацию обучающимся академической
задолженности в сроки, установленные для пересдачи.
6.5. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз в ОО создается
соответствующая комиссия:
комиссия формируется по предметному принципу;
количественный и персональный состав предметной комиссии
определяется приказом руководителя ОО (или структурного
подразделения (предметного методического объединения, кафедры)).
В комиссию входит не менее трех человек.
6.6. Решение комиссии оформляется протоколом промежуточной
аттестации обучающихся по учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю).
6.7. Обучающиеся, не ликвидировавшие академическую задолженность по
образовательным программам соответствующего уровня общего образования в
течение года с момента ее появления, по усмотрению их родителей
(законных представителей) и на основании их заявления могут быть:
оставлены на повторное обучение;
переведены на обучение по АООП в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);
переведены на обучение по индивидуальному учебному плану
(в пределах осваиваемой образовательной программы) в порядке,
установленном положением об индивидуальном учебном плане ОО.
7. Сроки действия Положения
7.1. Настоящее Положение действует с момента утверждения в течение
всего времени до внесения изменений в законодательство Российской
Федерации об образовании.