РП литературное чтение 2 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Начальная общеобразовательная школа № 14»

Утверждаю.
Директор школы:
________ И.А.Жернякова
Приказ №_____
От «___» _____ 20 __ г.

Рабочая программа
по учебно – методическому комплекту
программы « Начальная школа 21 века”
« Литературное чтение » 2 класс

Учитель: Ржахова О.А.
2023 – 2024 учебный год

Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии:
 с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);
 с рекомендациями Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С.
Савинов. – М.: Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ (далее Примерной Программой);
 с положением о рабочей программе учебного предмета МБОУ НОШ № 14 с. Глинка;
 с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы Л.А. Ефросининой
(Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2011).
Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
 овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших
школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;
 развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных
произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и
научно-познавательными текстами;
 воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и
зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего
школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется
владением техникой чтения приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно
выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Среди предметов, входящих в образовательную область «Филология», курс литературного чтения в особой мере влияет на решение
следующих задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге. Решение этой задачи предполагает,
прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка, который во многом определяет успешность обучения младшего школьника
по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают обще учебное умение
осознанно читать тексты.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами
текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники
участвуют в диалоге, строят монологические высказывания, сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно
пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе. Решение этой задачи
способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную
ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами
искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных

средств.
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений. С учетом
особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой
задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные
нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий
героев, событий.
В авторскую программу изменения не внесены.
Объем программы:
На изучение литературного чтения во 2 классе отводится 136 часов в год (34 учебные недели по 4 часа в неделю), из них 64 часа
– на первое полугодие (16 учебных недель, по 4 часа в неделю), 72 часа на второе полугодие (18 учебных недель по 4 часа в
неделю).
Общая характеристика предмета
Программа 2 класса предусматривает дальнейшее накопление читательского опыта и совершенствование техники чтения на основе
смысловой работы с текстом. Младшие школьники смогут обнаружить использование в авторской детской поэзии жанровых особенностей
фольклора: сюжетно-композиционных особенностей кумулятивной сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки. Во 2
классе программа предусматривает формирование начальных представлений о жанре народной сказки о животных и самое первое знакомство с
народной волшебной сказкой.
Продолжающееся знакомство с авторской литературой не ограничивается авторской поэзией — младшие школьники знакомятся с
жанром рассказа. Расширяются представления учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют
смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, речь, знакомятся с художественным смыслом сравнения, олицетворения,
гиперболы, ритма. Программа предусматривает включение литературных произведений в контекст других видов искусства на основе сравнения
произведений литературы и живописи.
Итогом второго года обучения должно стать интуитивное понимание образного характера литературы, осознание особенностей
литературы по сравнению с живописью, осознание красоты литературы и искусства в целом, желание обращаться к чтению вновь и вновь.
Круг чтения. Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка,
песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей – классиков,
произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга.
Научно-познавательные произведения: сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, об отношении человека к природе, к животным, к труду, друг к другу; о
жизни детей, их дружбе и товариществе, об отношениях к людям; произведения о добре и зле, кривде и правде.
Жанровое разнообразие. Сказки, рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.
Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка,
стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка,
шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, фамилия автора, заглавие (заголовок), название
произведения (фамилия автора, заголовок), диалог, рифма, обращение, сравнение.
Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрации. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе,
элементарные знания о времени написания произведения.

Восприятие литературного произведения. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная
реакция и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение
персонажей одного произведения, а также различных произведений. Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций.
Понимание отношения автора к героям произведения, выражение своего отношения к произведению, автору, героям и их поступкам.
Творческая деятельность. Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинительстве небольших сказок и историй.
Пересказывание сказок от лица одного из персонажей сказки. Придумывание продолжения произведения, изменение начала и продолжение
произведения, фольклора. Коллективная творческая работа на факультативах, в творческой мастерской. Создание работ «Мир сказок»,
«Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т.д. Подготовка и проведение уроков-сказок, уроковутренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.
Содержание курса литературного чтения во 2
№

Раздел

Кол-во часов
О нашей Родине
1.
5
2.
Народная мудрость (устное народное творчество)
5
3.
О детях и для детей
20
4.
Уж небо осенью дышало…
6
5.
Снежок порхает, кружится…
19
6.
Здравствуй, праздник новогодний!
8
7.
О братьях наших меньших (произведения о животных)
15
8.
Зарубежные сказки
12
9.
Семья и я
14
10.
Весна, весна красная…
24
11.
«Там чудеса...» (волшебные сказки)
8
Всего
136 часов
Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Литературное чтение» к концу 2-го года обучения
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста,
библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Обучающиеся научатся:
• читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
• читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже
выделенным ключевым словам;
• строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя;
• слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;
• называть имена 2—3 классиков русской и зарубежной литературы,
• называть имена 2—3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;
• перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;
• определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);

• оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;
• анализировать смысл названия произведения;
• пользоваться Толковым словарем для выяснения значений слов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
• развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;
• устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
• читать наизусть 5-6 стихотворений разных авторов (по выбору);
• пересказывать текст небольшого объема;
• использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также
страницу «Содержание» или «Оглавление»;
• привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;
• задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текста в качестве аргументов.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»: узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение
жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).
Обучающиеся научатся:
• различать сказку о животных и волшебную сказку;
• определять особенности волшебной сказки;
• различать сказку и рассказ;
• находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу,
звукопись, контраст, повтор).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности
кумулятивной сказки (сказки-цепочки), считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;
• обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора (рассказ может включать элементы сказки,
волшебная сказка — элементы сказки о животных и т. д.);
• понимать, в чем особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего
мира: мира природы и человеческих отношений);
• обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование,
работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Обучающиеся научатся:
• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с
особенностями текста;
• читать художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;
• эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
• читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей
текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

• рассматривать иллюстрации в учебнике и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей,
чувств и переживаний;
• устно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и
живописных произведений.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения.
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:
• свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
• ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и
«Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент |текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально
выделенных разделах нужную информацию;
• работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной
книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять
взаимопроверку выполненной работы;
• выполнять работу по цепочке;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
• находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:
• подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
• понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
Межпредметные связи:
с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов сказок, рассказов, составление
повествовательного текста;
с уроками изобразительного искусства: сопоставление текста и иллюстраций, иллюстрирование отдельных произведений, оформление
творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;
с уроками музыки: музыка и характеры героев литературных произведений, музыкальное выражение настроения автора, персонажей
произведения, музыкальное оформление инсценировок произведений;
с уроками труда: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного
творчества.
Система оценивания знаний проводится на основании Письма Минобразования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка
результатов обучения в начальной школе".

Учебно - методический комплект и методическое обеспечение:
 Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч./[авт.-сост. Л.А. Ефросинина]. – 6 – е изд.,
дораб. – М.: Вентана-Граф, 2011.
 Литературное чтение. 2 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /[авт.-сост. Л.А.
Ефросинина]. — М.: Вентана-Граф, 2011.
 Программа «Литературное чтение. 1–4 классы» – авт. Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. — М.: Вентана-Граф,2011.
 Ефросинина Л.А. Литературное чтение во 2 классе: Методическое пособие. – М.: Вентана - Граф, 2008.
 Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки
навыков чтения, диагностические задания: в 2ч. – М.: Вентана-Граф, 2008.
 Журова Л. Е. Беседы с учителем. 2 класс – М.: Вентана – Граф, 2008.
Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных
образовательных стандартов начального общего образования.
Литература.
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [сост. Е.С. Савинов]. – 3-е изд. – М.:
Просвещение, 2011.
2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011.
3. Планируемые результаты начального общего образования/[Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С.
Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В.
Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
5. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – Вентана – Граф, 2010.
6. Беседы с учителем: 2 класс четырёхлетней начальной школы./ Под ред. Л.Е. Журовой. – Вентана-Граф, 2008.
7. Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч./[авт.-сост. Л.А. Ефросинина]. – 6 – е изд.,
дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012.
8. Литературное чтение. 2 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /[авт.-сост. Л.А.
Ефросинина]. — М.: Вентана-Граф, 2012.
9. Программа «Литературное чтение. 1–4 классы» – авт. Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. — М.: Вентана-Граф,2011.
10. Ефросинина Л.А. Литературное чтение во 2 классе: Методическое пособие. – М.: Вентана - Граф, 2008.
11. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки
навыков чтения, диагностические задания: в 2ч. – М.: Вентана-Граф, 2008.
Электронные образовательные ресурсы

Название сайта
Министерство образования и науки РФ
Русский образовательный портал
Федеральный российский общеобразовательный портал
Федеральный портал «Российское образование»
Портал компании «Кирилл и Мефодий»
Образовательный портал «Учеба»
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок»
(издательский дом «1 сентября»)
Издательский центр «Вентана-Граф»
Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
Бесплатный школьный портал
ПроШколу.ру

Электронный адрес
http://mon.gov.ru/
http://www.gov.ed.ru
http://www.school.edu.ru
http://www.edu.ru
http://www.km.ru
http://www.uroki.ru
http://festival.1september.ru
http://www.vgf.ru
http://nsportal.ru
http://www.proshkolu.ru/

Учебно-тематическое планирование по литературному чтению во 2 классе.
№
п/п

Тема урока

Элементы содержания урока

Характеристика основных видов
учебной д-ти

Формируемые УУД

Вид
контр
оля

Дом.
задание

план

Развитие навыка чтения. Закрепление
литературоведческого понятия.

2

И. Никитин «Русь».

Развитие умения слышать тон автора,
выразительно читать стихотворение.

3

С. Романовский
«Русь».

Чтение «про себя». Определение эмоционального состояния героев. Объяснение
учителя.

4

С. Романовский
«Слово о Русской
земле».

Сравнение жанров: рассказ, стихотворение. Объяснение учителя: летопись,
летописец. Работа с книгой: название, обложка, иллюстрация, тема, жанр.

5

С. Прокофьев.
Родина.
Н. Рубцов «Россия,
Русь – куда я ни
взгляну…» .

Упражнение: чтение вслух, про себя, выразительно. Определение тона и темпа
чтения. Сравнение иллюстраций к стихам о Родине.

6

Народная песня «Я с
горы на гору шла…».
Загадки.

Сравнение и отличие
произведений малых
фольклорных форм.

Былины. «Как Илья
из Мурома
богатырём стал».
Былина «Три поездки
Ильи Муромца».

Формирование читательских
умений.

7

8

Обогащение словаря,
формирование навыков чтения.

Чтение стихотворения. Наблюдение за
изменением тона и рифмой.
Определение авторской точки зрения
Сравнение стихотворений о Родине.
Работа над выразительностью чтения.

Народная мудрость – 5 часов.
Сравнение разных фольклорных форм.
Слушание народной музыки. Работа с
учебником.

Слушание. Беседа: былина и былинный сказ.
Былинные герои. Составление плана
былины.
Анализ былины: повторы, напевность,
особенности языка. Работа с текстом.
Составление плана. Творческая работа:
придумать продолжение былины. Чтение

Знать:
– произведения о Родине.
Ум е т ь :
– сравнивать загадки, шутки,
потешки, указывать на их
особенности;
– самостоятельно читать молча
слова и текст;
– находить и самостоятельно
читать фамилию автора,
заглавие;
– сравнивать разные по жанрам
произведения;
– выполнять задания под
рубрикой «Проверь себя».

П о н и м а т ь отличие малых
фольклорных форм.
Ум е т ь :
– выделять признаки былины
(былинного сказа);
– работать с произведением,
выполнять задания в учебнике;
– выразительно читать (плавно,
выделяя повторы).

У – с.4
наизусть.
с. 6 выр.
РТ – с . 4
№ 4.
с. 9
№ 4,5.
РТ – с. 5
№ 3,4
с. 9
№ 4,5.
РТ – с. 5
№ 3,4
с. 14 – наизусть
РТ – с. 7
№ 2.

Индивидуальный,
фронтальный, взаимопроверка,
Иллюстрирование,
литературный диктант.

Ф. Савинов
«Родина».

Текущий, фронтальный, индивидуальный
опросы, литературный диктант.

I четверть – 34 часа
1

Дата

выучить 2-3
загадки,
сочинить
загадку.

подготовить
рассказ о семье
Ильи
У – с. 24-27
пересказ

ф

11

12

13

14

15

16

17

А. Барто «Катя».
Б. Заходер
«Перемена».
С. Баруздин «Стихи о
человеке и его
словах».
С. Баруздин «Как
Алёшке учиться
надоело».
Е. Пермяк
«Смородинка».
С. Михалков
«Прогулка».
Н. Носов «Заплатка».
Г. Сапгир «Рабочие
руки»
Нанайская народная
сказка «Айога».
Басни. И. Крылов
«Лебедь, Щука и Рак.
Л. Толстой
«Страшный зверь».
Я. Аким «Жадина».
М. Зощенко «Самое
главное».

Закрепление
литературоведческих понятий,
формирование читательских
умений.
Этапы составление проектов.
Закрепление и обобщение по
теме.
Защита творческих проектов
учащимися.
Развитие устных читательских
навыков, умение выделять
главную мысль, соотносить
пословицу с содержанием
произведения.
Развитие восприятия
художественного произведения.
Работа с книгой; усвоение
литературных понятий.
Нравственное воспитание.

«про себя».
Выразительное чтение диалога-шутки.
Выделение при чтении главных слов,
определение темпа и тона чтения.
Упражнение в чтении считалок. Объяснение
смысла пословицы. Сравнение различных
жанров фольклора.
Определения уровня начитанности
учащихся, умение составлять и защищать
проекты.
О детях и для детей -20 ч.
Сравнение стихов. Выразительное чтение.
Упражнения: определение задачи, тона,
темпа. Выделение рифмующихся слов.
Беседа: выявление авторской точки зрения,
высказывание своей точки зрения.
Сравнение произведений С. Баруздина:
стихотворение и рассказа. Определение их
темы. Работа с текстом. Пересказ по
иллюстрациям к произведению.

Развитие навыка чтения, умения
пересказывать текст.

Чтение «про себя». Работа с текстом:
деление на части. Составление плана.

Развитие восприятия
художественного произведения,
речевых умений, нравственноэстетическое воспитание.

Слушание рассказа Н. Носова. Выполнение
заданий к тексту в учебнике и тетради.
Работа по тексту в учебнике и тетради.
Определение главной мысли. Составление
рассказа о девочке.
Работа с басней, её структурой и формой.
Выразительное чтение. Рассматривание
иллюстрации. Объяснение учителем слов:
басня, баснописец, мораль. Сравнение басен
И. Крылова и Л. Толстого.
Слушание рассказа. Анализ произведения.
Обучение пересказу по картинному плану.
Упражнение в просмотровом чтении.

Развитие навыка чтения,
речевых умений, творческой
деятельности.
Развитие восприятия
художественного произведения,
умение пересказывать текст.

РТ – с. 11 № 2,
с. 13 № 3.

Перечитать
понравившиеся
произведения.

З н а т ь : наизусть два
стихотворения;
пословицы.

Ум е т ь :
– выделить пословицы о труде в
тексте;
– правильно называть
произведение;
понимать главную мысль;
– находить части в тексте;
– сравнивать стихи, рассказы,
сказки;
– определять жанр
произведения;
– пересказывать по плану
кратко и подробно;
– составлять схематический
план.

Текущий опрос, работа с детскими
книгами, самостоятельная работа.

10

Шутка. Считалка.
Потешка.
Пословицы.
Песенки, приговорки,
небылицы, докучные
сказки, пословицы и
поговорки, загадки.
Проверь себя.
Защита проектов
«Народная
мудрость».

Текущий опрос, работа с
детскими книгами,
самостоятельная работа.

9

с. 33 читать
выразит.

с. 34
Читать выр.
с. 39 – вопросы
РТ – с. 17 № - 3
У – с. 40-41 –
выр. чтение.
По выбору: У –
с. 46 чит. выр.,
рассказ о Бобке.
У – с. 47-48 –
наизусть.

с. 51-57,
пересказ любой
части.

19

А. Рубинов
«Ступенька»;
П. Воронько
«Мальчик
Помогай».
В. Сутеев «Кто
лучше?».
В. Сутеев
«Волшебная
иголочка».

с. 51-57,
рассказ от
имени
Андрюши.
Развитие навыка чтения по
ролям.

Чтение по ролям сказки В. Сутеева «Кто
лучше?». Выполнение заданий в учебнике и
в тетради. Сравнение произведений.

20

А. Митта «Шар в
окошке».

Развитие навыка чтения, умения
определять тему, жанр,
подробно пересказывать текст.

21

Е. Пермяк «Две
пословицы».
В. Берестов
«Прощание с
другом».
Л. Пантелеев «Две
лягушки».
В. Катаев «Цветиксемицветик».
В. Беспальков
«Совушка».

Развитие навыка чтения, умения
определять тему, жанр,
подробно пересказывать текст.

Самостоятельное чтение рассказа «Шар в
окошке». Беседа по содержанию. Подробный
пересказ по готовому плану. Выполнение
заданий в тетради. Сравнение произведений.
Работа с текстом произведения Е. Пермяка.
Объяснение пословиц. Пересказ по плану.
Сравнение.
Работа с текстом произведения Е. Пермяка.
Объяснение пословиц. Пересказ по плану.
Сравнение произведений и книг о детях.

Развитие навыка чтения.
Формирование читательских
умений.

Работа со сказкой Л. Пантелеева «Две
лягушки». Сравнение жанров (сказка,
рассказ, басня).

Развитие умений восприятия
художественного произведения,
творческой деятельности,
читательских навыков.
Развитие навыков чтения,
читательских умений
(определять жанр, тему,
объяснять заголовок,
пересказывать), нравственное
воспитание.
Развитие навыков чтения,
читательских умений.

Слушание. Работа с текстом сказки.
Выполнение заданий в учебнике и тетради.

22

23

24

25

В. Сутеев «Снежный
зайчик».
Н.Носов
«Затейники».
Н. Носов «На
горке».
Русская народная
сказка «У страха
глаза велики».

Работа с рассказом и иллюстрациями к
тексту. Пересказ от имени одного из героев.
Сравнение сказок и рассказов Сутеева.
Самостоятельное чтение рассказа Н.Носова
«затейники». Выполнение заданий. Книги Н.
Носова и В. Сутеева
Работа с текстом сказки: выделений
созвучий и повторов, наблюдение за
изменением темпа чтения. Упражнение в
правильном и выразительном чтении. Работа
с иллюстрациями к тексту.

З н а т ь : наизусть два
стихотворения;
пословицы.

Ум е т ь :
– выделить пословицы о труде в
тексте;
– правильно называть
произведение;
понимать главную мысль;
– находить части в тексте;
– сравнивать стихи, рассказы,
сказки;
– определять жанр
произведения;
– пересказывать по плану
кратко и подробно;
– составлять схематический
план.

Ум е т ь :
– выражать при
чтении свое
отношение к
различным
состояниям природы;

с. 58-59, выр.
чит.

РТ – с. 28 № 3

РТ – с. 30 № 3

Текущий, самостоятельная, групповая работа,
взаимопроверка.

18

с. 64-65 переск,
РТ – с. 31 № 3

с. 66-70,
пересказ любой
части
Х – с. 76-78
читать

У – с. 79-81
пересказ.

Развитие навыков чтения,
читательских умений.

Чтение сказки, выполнение заданий под
руководством учителя. Сравнение сказок
(народная, авторская), определение темы.

27

Х.-К. Андерсен
«Пятеро из одного
стручка».
Х.-К. Андерсен
«Принцесса на
горошине».
Братья Гримм
«Семеро храбрецов».

Развитие навыков чтения,
творческой деятельности,
читательских умений.

Самостоятельное чтение сказки. Выполнение
заданий под руководством учителя.
Творческая работа: придумать историю
жизни одной из горошинок.

Развитие навыков чтения,
читательских умений (объяснять
заголовок, характеризовать
героев, подбирать пословицы).

Работа со сказкой: выделение особенностей
сказки (повторы и последовательность
событий) и национальных признаков (имена
героев, детали), Выразительное чтение:
определение тона и темпа чтения,
наблюдение за знаками препинания.
Сравнение сказок с похожими сюжетами:
русской народной сказки «У страха глаза
велики» и сказки братьев Гримм «Семеро
храбрецов».
Обобщение по теме: выполнение заданий в
учебнике и тетради.

28

29

Б. Заходер «Серая
Звездочка».

30

Проверь себя

Проверка уровня начитанности
учащихся, знания авторов и
героев их произведений.

31

А. Пушкин «Уж небо
осенью дышало…».
Г. Скрибицкий

Развитие навыков чтения и
слушания, читательских умений
(определять тему, жанр, своё

Уж небо осенью дышало…-6 ч
Слушание стихотворения. Выполнения
заданий в учебнике и в тетради.
Рассматривание иллюстраций к тексту.

– выразительно
читать
стихотворения,
передавая свои
ч ув с тва ;
– п о ним ать гл а в н ую
мысль;
– в ыд ел ять гол о с ом
обращения в тексте;
– самостоятельно
читать абзацы
те кс тов , от ра бат ыва я
правильность и
бегл о с ть ч т е ни я;
– выполнять
творческие работы:
с оч и ня ть ст их и п о
за-данной рифме,
рассказы, сказ ки с
гер оям и пр оч ит а нн ых
пр оизв ед ений.

Х – с. 134-137 –
читать,
РТ – с. 40 № 3

У – с. 86-91
рассказ о
горошинке.

Текущий,
самостоятельная,
групповая работа,
взаимопроверка.

Братья Гримм
«Маленькие
человечки».
Братья Гримм «Три
брата».

Самос.
раб.с
самопр

Уметь:
– выражать при чтении свое
отношение к различным

У – с. 92-96
пересказ
историй о
храбрецах.

РТ – с. 7-8, упр.
4

с. 102-103
читать
выразитРТ – с.

Теку
щий,
выра
зител
ьное
чтен
ие.
Само
стоят
ельн
ая,
твор
ческ
ая
рабо

26

А. Сладков «Эхо».
А. Твардовский
«Начало осени».

34

Н. Рубцов «У
сгнившей лесной
избушки…».
Загадки.
М. Пришвин
«Недосмотренные
грибы».
Э. Шим «Храбрый
опёнок».
А. Майкоп
«Осень».

Развитие навыков чтения
восприятия художественного
произведения, читательских
умений (выразительное чтение
диалогов); творческая
деятельность; работа над
развитием речи.
Развитие навыков чтения
восприятия художественного
произведения, читательских
умений (выразительное чтение
диалогов); творческая
деятельность; работа над
развитием речи.
Развитие навыков чтения
восприятия художественного
произведения, читательских
умений (выразительное чтение
диалогов); творческая
деятельность; работа над
развитием речи.
Проверка начитанности
учащихся, техники чтения,
творческой деятельности.

35

36

Проверь себя.

37

З. Александровна
«Зима».

38

С. Иванов «Каким
бывает снег».
С. Есенин

Развитие навыков чтения и
слушания, читательских умений
творческая деятельность.

Развитие навыков чтения,
читательских умений
(определять тему, жанр,
отношение).
Развитие навыков чтения,
читательских умений
(определять тему, жанр,

состояниям природы;
– выразительно читать
стихотворения, передавая свои
чувства;
– понимать главную мысль;
– выделять голосом обращения
в тексте;
– самостоятельно читать
абзацы текстов, отрабатывая
правильность и беглость
чтения;
– выполнять творческие
работы: сочинять стихи по заданной рифме, рассказы, сказки
с героями прочитанных
произведений.

Самостоятельное чтение стихотворения.
Выполнение заданий под руководством
учителя. Упражнения в чтении.
Введение и объяснение понятия «Загадка».
Чтение рассказа М. Пришвина. Выполнение
заданий, обучение пересказу.
Обобщение по теме. Выполнение заданий в
учебнике. Работа с книгами Н. Сладкова, Г.
Скребицкого, М. Пришвина, Э. Шима.

Обобщение по теме. Выполнение заданий в
учебнике. Работа с книгами Н. Сладкова, Г.
Скребицкого, М. Пришвина, Э. Шима.
Снежок порхает, кружит – 19 часов
Чтение рассказа. Составление плана.
Обучение подробному пересказу по плану.
Самостоятельное чтение рассказа. Деление
текста на части. Подробный пересказ.

– самостоятельно выполнять
задания по теме («Проверь
себя»);
– оценить свои знания («Это я
знаю и могу выполнить» или
«Этого я еще не знаю»).

Уметь:
– бегло читать предложения,
отрывки из изучаемых
произведений;
– пересказывать рассказ или
сказку по готовому плану;
– объяснять авторскую точку

47 № 3
Х – с. 11
наизусть
РТ – с. 49 № 2.

Текущий, выразительное чтение.

33

32

Самостоятельное чтение рассказа Г.
Скребицкого «Осень». Выполнение заданий
под руководством учителя.
Самостоятельное чтение сказки.
Выразительное чтение диалога. Рисование
модели обложки. Работа со стихотворением.
Упражнение в чтении вслух и «про себя».
Выразительное чтение. Выполнение заданий
в учебнике и тетради.
Самостоятельное чтение рассказа. Беседа по
содержанию. Выразительное чтение.
Сравнение произведений разных жанров –
сказки и рассказа.

Самостоятельная,
творческая работа.
Литературный диктант.

отношение к произведению);
творческая деятельность

Текущий

У – с. 106 –
наизусть, РТ –
с. 51 № 5.

У – с. 106 –
наизусть, РТ –
с. 51 № 5.

Х – с. 12-13
наизусть.

Читать
по выбору.

РТ – с. 56 № 4.

с. 118-120
пересказ.

Фро
нтал
ьный
,
инди
виду
альн
ый
опро
сы,
само
стоят
ельн
ая
рабо

«Осень».
М. Пришвин
«Осеннее утро».
Э. Шим «Белка и
Ворон».
Е. Трутнева «Осень».

41

К. Ушинский
«Мороз не
страшен».

42

Русская сказка
«Дети Мороза».
Немецкая сказка
«Бабушка
Метелица».
М. Пришвин
«Деревья в лесу».

43

44

45

Е. Пермяк
«Четыре брата».
Коллективное
творческое.
И. Суриков
«Детство»

46

В. Даль «Девочка
Снегурочка».

47

В. Даль «Девочка
Снегурочка».

отношение).
Развитие навыков чтения,
читательских умений.
Развитие восприятия
художественного произведения,
читательских умений.

Развитие восприятия
художественного произведения,
читательских умений.

Слушание сказки. Комментирование
заглавия. Образ Морозко, реальные и
сказочные события.
Самостоятельное чтение рассказа.
Выполнение заданий под руководством
учителя. Работа с иллюстрацией к тексту.
Самостоятельное чтение сказки. Упражнение
в правильном и выразительном чтении.
Выполнение заданий. Обучению пересказу
по плану. Сравнение народных сказок.
Работа с рассказом: самостоятельная
подготовка к выразительному чтению,
выразительное чтение, выполнение заданий
в учебнике и тетради.

Развитие навыков чтения,
читательских умений
(определять тему, жанр, своё
отношение).
Сравнение и отличие
произведений малых
фольклорных форм.

Творческая работа: рисование картины
«Зима в лесу».

Формирование читательских
умений.

Слушание сказки. Выделение зачина,
повторов, концовки, песенок. Творческая
работа: рассказать сказку о лица одного из
героев. Упражнение в выразительном чтении
песенки стариков.
Слушание сказки. Выделение зачина,
повторов, концовки, песенок. Творческая
работа: рассказать сказку о лица одного из
героев. Упражнение в выразительном чтении
песенки стариков.
Работа со сказкой: чтение по частям,
выполнение заданий составление плана.
Сравнение разных сказок о Снегурочке.
Слушание сказки. Выделение зачина,
повторов, концовки, песенок. Творческая
работа: рассказать сказку о лица одного из
героев. Упражнение в выразительном чтении
песенки стариков.

Развитие навыков чтения,
читательских умений
(определять тему, жанр, своё
отношение и автора).

Развитие навыков чтения,
читательских умений
(определять тему, жанр, своё
отношение и автора).

зрения;
– сочинять небольшие сказки
или рассказы о героях
изученных произведений;
– объяснять поступки героев и
свое отношение к ним;
– передавать интонацией свое
отношение к читаемому;
– различать авторские и
народные сказки;
– самостоятельно выполнять
задания по теме («Проверь
себя»);
– оценить свои знания («Это я
знаю и могу выполнить» или
«Этого я еще не знаю»).

Самостоятельное чтение стихотворения.
Выполнение заданий в учебнике и тетради.
Беседа об отношении к природе.

Уметь:
– выразительно читать стихи
наизусть;
– бегло читать отрывки
знакомого текста;
– пересказывать по готовому
плану;
– объяснять свою
точку зрения и соотносить ее с
авторской позицией

с.121-122
пересказ любой
части
РТ – с. 60 № 4.

Текущий, взаимопроверка.

40

«Пороша».
И. СоколовМикитов «Зима в
лесу»
Э. Шим «Всем вам
крышка».

Текущий, работа в парах, индивидуально.

39

У – с. 126-127 –
наизусть.

Х – с. 104-108
читать
На выбор:
выучить 2-3
загадки,
сочинит
подготовить
рассказ о семье
Ильи
У – с. 131 наизусть

Развитие навыков чтения,
читательских умений
(определять тему, жанр).

49

Русская народная
сказка
«Снегурочка».

Развитие речи учащихся, умение
составлять текст по теме.

50

Японская народная
сказка
«Журавлиные
перья».

Развитие речи учащихся, умение
составлять текст по теме.
Развитие навыков чтения,
читательских умений
(определять тему, жанр).

51

Н. Некрасов
«Саша».
В. Одоевский «В
гостях у дедушки
Мороза»

52

Г. Скребицкий,
В. Чаплина «Как
белочка зимует».
И. Соколов-Микитов
«Узоры на снегу».

53

54

И. Беляков «О чём
ты думаешь
снегирь?».

Работа со сказкой: чтение по частям,
выполнение заданий составление плана.
Сравнение разных сказок о Снегурочке.
Сочинение собственной сказки о
Снегурочке.
Сравнение сказок разных народов.
Слушание. Упражнение в правильном
чтении. Выделение сравнений. Обучение
выразительному чтению. Выполнение
заданий в учебнике и тетради.

Уметь:
– бегло читать предложения,
отрывки из изучаемых
произведений;
– пересказывать рассказ или

РТ – с. 65 № 4.

сказку по готовому плану;
– объяснять авторскую точку
зрения;
– сочинять небольшие сказки
или рассказы о героях
изученных произведений;
– объяснять поступки героев
и свое отношение к ним;
– передавать интонацией
свое отношение к
читаемому;
– различать авторские и
народные сказки;

Подготовить
рассказ о
девочке
Снегурочке

Выразительное чтение отрывка из поэмы.
Работа с иллюстрацией. Сравнение
произведений поэта. Работа с книгами Н.
Некрасова.

Развитие навыков чтения,
читательских умений, слушания
произведения.
Развитие навыков чтения,
читательских умений, слушания
произведения.
Развитие навыков чтения,
читательских умений, слушания
произведения.

Самостоятельное чтение рассказа.
Комментирование заглавия. Подготовка
подробного пересказа.
Чтение «про себя». Выполнение заданий в
учебнике и тетради. Сравнение
произведений о природе.
Работа в группах (5-10 человек).

Знать:
– наизусть 2-3 стихотворения;
– пословицы о дружбе и труде;
Уметь:
– соотносить пословицы и
поговорки
с основной мыслью
произведения;
– объяснять поступки героев
произведений, выражать свое

Текущий, взаимопроверка.

Русская народная
сказка
«Снегурочка».

Самостработ
а

Текущий, работа
в парах,
индивидуально.

48

Работа со сказкой: чтение по частям,
выполнение заданий составление плана.
Сравнение разных сказок о Снегурочке.
Сочинение собственной сказки о
Снегурочке.
Слушание сказки. Выделение зачина,
повторов, концовки, песенок. Творческая
работа: рассказать сказку о лица одного из
героев. Упражнение в выразительном чтении
песенки стариков.

У – с. 138-141
пересказ по
плану

У – с. 138 -141
читать,
придумать
продолж. сказки

РТ – с. 67 № 5
+
Х – с. 18-20
читать,
РТ – с. 69 № 3.
У – с. 144-145
пересказ, РТ – с.
70 № 2

отношение к ним
Коллективное
творчество «Царство
Мороза Ивановича».
В. Одоевский
«Мороз Иванович».

Развитие навыков чтения,
читательских умений, слушания
произведения.

Тема урока

Слушание. Выполнение заданий в учебнике
и в тетради. Выразительное чтение.
Сравнение строф: выделение важных слов,
знаков препинания, рифмующихся слов.
Комментирование текста.

Характеристика основных видов
учебной д-ти

Здравствуй, праздник новогодний!-8 часов
С. Михалков «В
Слушание. Выполнение заданий в
снегу стояла
учебнике и в тетради.
елочка»
Выразительное чтение. Сравнение
строф: выделение важных слов,
знаков препинания, рифмующихся
слов. Комментирование текста.
57
А. Гайдар «Елка
Слушание. Беседа по содержанию
в тайге»
рассказа.
58

Книги А.
Гайдара

Работа с книгой А. П. Гайдара
«Чук и Гек»

59

Рассказы для
детей. А. Гайдар
«Елка в тайге»
(продолжение).
С. Маршак
«Декабрь» Книги
С. Маршака

Работа с текстом: деление на части
и составление плана. Пересказ по
плану.

61

Элементы
содержания

Вид
контр.

Домашнее
задание

Дата проведения
план

56

60

Формируемые УУД

РТ – С. 71 № 2

«Книги Х.-К.
Андерсена»

Чтение стихотворения про себя.
Беседа после чтения. Работа с
текстом произведения. Рисование
обложки к стихотворению.
Повторение произведений
С. Маршака
Рассматривание и выборочное
чтение книг Х.-К. Андерсена

Уметь:
– выразительно читать
отрывки из изучаемых
произведений (логические
ударения, знаки препинания)
– бегло читать отрывки
знакомого
текста;
– пересказывать по готовому
плану;
– объяснять свою точку
зрения и соотносить ее с
авторской позицией .
– объяснять поступки героев
произведений, выражать свое
отношение к ним.

Умение сочинить
загадку о елке

Умение определять по
отрывку произведение

Задание в тетради,
сделать модель
обложки

Текущий, работа в парах

№ урока

55

Перечитать
понравившийся
отрывок,
выполнить задание
к тексту
Задание в тетради
Краткий пересказ
рассказа «Елка в
тайге»

Умение соотнести
иллюстрации и текст

Наизусть

Развитие навыков
чтения, читательских

Читать сказки
зарубежных

факт

62

63

Дополнительное
чтение
Х.-К. Андерсен
«Штопальная
игла», «Ель»
«Проверь себя»

Урок-утренник
по теме
«Здравствуй,
праздник
новогодний!»

умений. Работа с
текстом.

Обобщение по теме. Выполнение
заданий в учебнике и в тетради
выставка творческих работ
учащихся по теме; конкурс чтецов
и рассказчиков; инсценирование
отдельных произведений по теме;
конкурс знатоков загадок о зиме;
викторина «По страницам нашего
учебника».

– оценить свои знания
(«Это я знаю и могу
выполнить» или «Этого
я еще не знаю»).
Сформированность учебной и
читательской деятельности.
Развитие читательского
интереса.

Определение
уровня
начитанности,
читательских
умений.

писателей

Итого
вый \

Творческая работа
в тетради (по
желанию)

(начита
нность)

Читать книги
различных авторов

Произведения о животных -15 ч.

65

Народная песня
«Буренушка». В.
Жуковский
«Птичка»
Дополнительное
чтение
Е. Чарушин
«Перепелка»
К. Ушинский
«Кот Васька».
Произведения
фольклора
(считалки,
загадки) Е.
Благинина
«Голоса леса»
Дополнительно
е
чтение
М. Пришвин
«Как
поссорились

Сравнение произведений фольклора. Выполнение заданий под
руководством учителя. Самостоятельное чтение стихотворения
В. Жуковского «Птичка». Беседа.

Упражнение в чтении. Выполнение заданий в учебнике и в
тетради

Выразительное чтение стихотворения.

Знать:
– наизусть 1–2 стихотворения
по теме чтения;
– 3–5 фамилий авторов,
которые пишут о животных.
Уметь:
– различать народные песни,
загадки,
сказки;
– отличать реальные события
и волшебные;
– различать народные и
авторские сказки;
– находить в тексте
пословицы и уметь их
объяснять;
– рассказывать сказку или ее
часть близко к тексту;
– сочинять сказки с героями
Уметь:
– сочинять продолжение
сказки;
– отбирать в библиотеке

Наизусть

Сочинить рассказ о своем
животном

Тематический, групповая работа

64

Задание в тетради

кошка с собакой»

66

67

68

69

70

М. Пришвин
«Старый гриб»
П. Комаров
«Олененок»

Дополнительно
е
чтение
Н. Рубцов
«Про зайца»
К. Ушинский
«Лиса
Патрикеевна».
Пословицы,
загадки,
скороговорки
В. Бианки «Ежспаситель»
Дополнительно
е
чтение
М. Пришвин
«Журка»
М. Дудин «Тарыбары...»
Дополнительно
е
чтение
В. Бианки
«Хвосты»

книги о животных;
– составлять книгу-самоделку
о героях-животных
Слушание. Выполнение заданий в
учебнике и в тетради.
Рассматривание книг
М. Пришвина.

Задание в тетради
Развитие восприятия
художественного
произведения,
читательских умений.
Сочинение загадок о
животном

Самостоятельное чтение стихотворения. Выяснение отношения
автора к своему герою.
Выполнение заданий в учебнике и
в тетради.

Текущ
ий,
Пересказ текста

взаимо
провер
ка,
фронта
льный,

Сравнение произведений (жанр,
тема, автор)
Выразительное чтение произведений разных жанров. Выполнение заданий. Сравнение
моделей обложек прочитанных
произведений
Работа с рассказом, выполнение
заданий в учебнике и тетради

Чтение стихотворения.
Выполнение заданий.

Знать:
– 2–3 авторов, которые пишут
о животных, правильно
называть их фамилию.
Уметь:
– различать авторские и
народные произведения;
– рассказывать сказки близко
к тексту;
– подбирать пословицы и
поговорки к теме
произведения; – сочинять
продолжение к сказке;
– иллюстрировать
понравившийся эпизод
произведения

Развитие навыков
читательских умений.

Упражнение в чтении.
Работа с текстом.
Выявление реального в
произведениях.
Упражнение в чтении.
Работа с текстом.

Задание в тетради

Текущи
й,

Выразительное
чтение
стихотворения

Развитие восприятия
художественного произведения,
выделение главной мысли,
развитие навыков выразительного
чтения.

72

Русская народная
сказка «Журавль
и цапля»

73

Дополнительное
чтение
Африканская народная сказка
«О том, как лиса
обманула гиену»
Русская народная
сказка «Зимовье
зверей»

Самостоятельное чтение сказки.
Анализ текста: выделение
присказки, повторов, главной
мысли. Выполнение заданий в
учебнике и в тетради. Краткий
пересказ.

74

75

76

77

Слушание Выполнение заданий в
учебнике и тетради.
Слушание. Комментирование
заглавия. Работа с текстом и
иллюстрацией. Выполнение
заданий в учебнике и в тетради.

Дополнительное
чтение
Ненецкая
народная
сказка
«Белый медведь
и бурый медведь»

Упражнения в чтении. Работа с
текстом. Выявление реального и
вымышленного в произведении.
Выполнение заданий в учебнике и
в тетради.

Д. Мамин Сибиряк «Сказка
про Воробья
Воробеича и
Ерша Ершовича»

выделение главной мысли,
развитие навыков выразительного
чтения

Дополнительное
чтение
Р. Киплинг
«Откуда у кита

Развитие восприятия
художественного
произведения, умения
работать с книгой.

Знать:
– отличие народных и
авторских сказок;
– называть 2–3 примера
произведений.
Уметь:
– находить ответы на
вопросы, подтверждая
текстом;
– давать характеристику
героям и их поступкам

Текущи
й,
взаимоп
роверка

Пересказ от лица одного
из героев

Задание в тетради
Задание в тетради к
африканским
народным сказкам

Инсценирование сказки

Краткий пере
сказ сказки по
плану в учебнике;
подобрать сказки о
животных
Пересказ

Слушание.
Комментирование
заглавия. Выполнение
заданий в учебнике и
тетради. Составление
плана. Пересказ по
плану.

Текущий, взаимопроверка, сам. работа

К. Ушинский
«Плутишка кот»
Дополнительное
чтение К.
Паустовский
«Барсучий нос»

71

Задание в тетради
Чтение книг со
сказками Д.
Мамина-Сибиряка
(по желанию)

78

79

80-81

82-84

85-87

такая глотка»
Русская народная
сказка «Белые
перышки»

Чтение сказки учителем. Выполнение заданий в учебнике и в
тетради. Сравнение народных
сказок
Зарубежные сказки-12 часов
Украинская
Работа с текстом сказки. Описание
народная сказка
героев сказки. Сравнение сказок о
«Колосок»
петушке. Рассматривание книг со
Дополнительное сказками о петушке.
чтение
Французская
сказка
«Волк, улитка и
осы»
Английская
Самостоятельное чтение. Высказка «Как Джек полнение заданий. Сравнение
ходил счастья
английской сказки с русской
искать»
сказкой «Зимовье зверей»Творческая работа: пересказ
сказки от лица Джека.
Норвежская
Чтение веселых историй. Образы
сказка «Лис
героев сказки. Выполнение
Миккель и
заданий в учебнике и в тетради.
медведь Бамсе»
Сравнение норвежской сказки со
сказками других народов.
Дополнительное
чтение
Сказка
американских
индейцев
«Как кролик взял
койота на испуг»
Братья Гримм
«Бременские
музыканты»

Уметь:
– выделять
признаки сказки;
– правильно называть
произведение;
– составлять схематический
план;
– пересказывать подробно и
сжато по готовому плану

Сравнение сказок разных
народов

Текущи
й,
взаимо
провер
ка,
индиви
дуальн
ый
опросы.

Словесная
характеристика героя

Задания в тетради
Сочинить историю
о героях
норвежской сказки
(по желанию)
Подобрать книги
со сказками
народов мира

Теку
щий,

Уметь:

читать
выразительно.

Задания в тетради
Взять в библиотеке
книгу со сказками
народов мира

Уметь:
– выделять признаки сказки;
– правильно называть автора
и название произведения;
– выразительно читать
отрывок из произведения при
повторном чтении;
– пересказывать подробно,
сжато по готовому плану

Слушание. Беседа. Выполнение
заданий. Сравнение сказок разных
народов. Работа с книгами бр.
Гримм.

Работа с заданием
в тетради

Рассказ по
плану.Подготовить
ся к
инсценированию
сказки , задание в
тетради

88-90

Английская
народная сказка
«Сказка про трех
поросят»
Дополнительное
чтение
Дж. Харрис
«Как
повстречались
Братец Лис и
Братец
Черепаха»
«Проверь себя»

9192

Слушание. Выделение песенки,
развитие событий, образы героев.
Выполнение заданий. Сравнение
английской сказки и сказки С.
Михалкова «Три поросенка».
Обобщение по теме. Выполнение
заданий в учебнике и в тетради.

Рассказы, стихи, сказки о семье – 14 часов.
Л. Толстой «Лучше Чтение произведений разных
всех».
жанров о семье. Отработка
Произведения
навыка чтения. Беседа: образы
фольклора:
мамы, дочери, сестры.
пословицы,
Выполнение заданий в учебнике и
колыбельная
в тетради.
песенка Е. Пермяк
Творческая работа: сочинение
«Случай с
рассказа «Вся семья вместе - и
кошельком» С.
душа на месте». Объяснение
Аксаков «Моя
понятий: быль, рассказ, пословица,
сестра»
колыбельная песня (песенка).

9394

М. Лермонтов
«Спи, младенец
мой прекрасный...»
В. Осеева
«Сыновья» А.
Майков
«Колыбельная
песня»

95

Л. Толстой «Отец и
сыновья» А.
Плещеев
«Дедушка»

Отработка навыка чтения.
Выразительное чтение. Самостоятельное чтение рассказа В.
Осеевой «Сыновья». Выполнение
заданий под руководством
учителя. Пересказ по плану.
Выполнение заданий в учебнике и
в тетради. Чтение диалога матери
и ветра.
Самостоятельное чтение рассказа.
Определение главной мысли.
Выполнение заданий. Творческая
работа: сочинение истории или

– выделять признаки сказки;
– правильно называть автора
и название произведения;
– выразительно читать
отрывок из произведения при
повторном чтении;
– пересказывать подробно,
сжато по готовому плану

Уметь:
– выразительно читать
колыбельные песни
(авторские, народные);
– употреблять в
самостоятельных работах и в
устной речи слова: мамочка,
сестричка, сынок и т. д.;
– выразительно читать
диалоги;
– разыгрывать сценки из
произведений
Знать:
– наизусть читать 1-2
стихотворения о маме;
– что такое рифма, строфа.
Уметь:
– выразительно читать все
произведения;, диалоги;
– разыгрывать сценки из
произведений

Текущ
ий,
фронта
льный.

фронтал
ьный, ы,
взаимоп
роверка.

Придумать рассказ о
дружной семье

Объяснение
понятий:
быль,
рассказ, пословица,
колыбельная песня
(песенка).

Творческая работа:
сочинение рассказа «Вся
семья вместе – и душа на
ме6сте».

Текущи
й,
индивид
уальный
опрос

Задание в тетради
Работа по рубрике
«Книжная полка»
(закрепление)

Работа в тетради.
Вспомнить
любимую
колыбельную
песню своего
детства
По желанию:
написать рассказ о
бабушке, брате,
папе. Подробный
пересказ «Моя
сестра»
Самостоятельная
работа
с рассказом
«Сыновья»;
наизусть
колыбельную (по
желанию)
Выразительное
чтение одного из
произведений (по
выбору)

рассказа «Любовь да совет, так и
нужды нет».

96

9798

99

100

101102

Л. Воронкова
«Катин подарок»
Ю. Коринец
«Март»
Дополнительное
чтение
Б. Заходер
«Сморчки»
А. Плещеев «Песня
матери» А.
Ахматова «Перед
весной бывают дни
такие...»
Татарская сказка
«Три сестры»
Дополнительное
чтение
С. Михалков
«А что у вас?»
В. Солоухин
«Деревья»

С. Михалков
«Быль для
детей» С.
Баруздин
«Салют»

Самостоятельное чтение стихотворения. Выполнение заданий в
учебнике и в тетради.
Самостоятельное чтение рассказа.
Выполнение заданий. Подробный
пересказ. Творческая работа:
сочинение рассказа «Мой подарок
маме».

Самостоятельное чтение
стихотворения А. Плещеева
«Песня матери». Выполнение
заданий. Упражнение в
выразительном чтении.
Чтение вслух татарской сказки.
Образы персонажей. Выполнение
заданий в учебнике и в тетради.

Чтение стихотворения учителем.
Выполнение заданий в учебнике и
в тетради. Выразительное чтение.
Творческая работа: сочинение
рассказа «Мой дедушка».
Беседа о Дне Победы. Слушание
произведения. Выразительное
чтение третьей части. Работа с
иллюстрациями к тексту
произведения
Самостоятельное чтение стихотворения. Выполнение заданий в
учебнике и в тетради.

Уметь:
– самостоятельно работать с
произведениями для
дополнительного

Развитие навыков чтения
и творческих
способностей.

чтения;
– выполнять задания в
рабочей тетради;
– отвечать на
вопросы после прочитанного
произведения, выполнять
задания

Выразительное
чтение
стихотворения
«Март»; задание к
рассказу Л.
Воронковой

Развитие навыков чтения
и творческих
способностей.

Наизусть по
выбору

Рассказывание сказки от
лица одного из героев

Развитие навыков чтения
и читательских умений.
Развитие навыков чтения
и читательских умений.
Развитие навыков чтения
и творческих
способностей

Текущий, взаимопроверка, фронтальный, индивидуальный
опросы.

Дополнительное
чтение
И. Панъкин
«Легенда о
матерях»

Задание в тетради
Выразительное
чтение сказки;
задание в тетради к
стихотворению С.
Михалкова «А что
у вас?»
Наизусть

Рассказ о
традициях в семье
(по желанию);
задание в тетради

103104

«Проверь себя»
Книги о семье.

Обобщение по теме. Выполнение
заданий в учебнике под
руководством учителя. Самостоятельное выполнение заданий в
тетради.

Весна, весна красная!- 24 часа
105

Народная песня
«Весна, весна
красная!» А.
Чехов «Весной»

Выразительное чтение народной
песни. Выполнение заданий.
Творческая работа: сочинение
закличек о солнце, дожде, хлеб.
Самостоятельное чтение рассказа.
Составление плана. Подробный
пересказ.

106107

108

109110

А. Пушкин
«Гонимы
вешними
лучами...» Г.
Скребицкий
«Веснахудожник»

Н. Сладкое «Снег и
ветер»
Дополнительное
чтение
Н. Сладков
Из цикла «Лесные
шорохи»

С. Маршак
«Весенняя песенка»
Э.Шим «Чем

Слушание. Выполнение заданий 13 в учебнике. Комментирование
заглавия. Самостоятельное чтение
рассказа Г. Скребицкого «Веснахудожник».
Комментирование заглавия.
Выполнение заданий в учебнике.
Сравнение произведений о весне:
стихотворение, рассказ, песни заклички.
Самостоятельное чтение сказки.
Выполнение заданий под
руководством учителя

Чтение учителем стихотворения.
Упражнение в чтении.
Выполнение заданий

Уметь:
– выражать при чтении вслух
свое отношение к весенней
природе;
– подмечать приметы и
краски весны;
– описывать словами весеннее
солнце, молодую травку,
первую почку и т. д.;
– участвовать в конкурсе
чтецов «Весна, весна…»;
– пересказывать подробно и
сжато по готовому плану;–
составлять словарь по теме
«Весна»;
– сочинять стихи, сказки,
рассказы
о весне.
Знать:
наизусть 1–2 стихотворения и
отрывок из прозаического
произведения
(по выбору)

Уметь:
– самостоятельно работать с
произведением: читать,
отвечать на вопросы,
пересказывать
понравившуюся часть или все
произведение, выполнять
задания в тетради

Определение и проверка
уровня начитанности,
читательских умений,
формирование основ
читательской
самостоятельности.

самост.
работа

Чтение
произведения по
желанию
Придумать
кроссворд
(по желанию)

Развитие навыка чтения и
творческих
способностей. Работа над
восприятием
художественного
произведения

фрон
таль
ный,
индиви
дуаль
ный
опросы.

Сочинить закличку
(по желанию).
Работа в тетради

Развитие восприятия
художественного
произведения, навыков
чтения.

Тематиче Задание в тетради
ский
Сделать
иллюстрации для
книжки-самоделки
«Весна-художник»

Развитие навыков чтения и Тематиче Работа в тетради,
читательских умений.
ский
читать в учебной
хрестоматии
произведения М.
Сладкова (по
желанию)

Развитие навыков чтения и фрон
читательских умений.
таль
ный,

Наизусть

пахнет весна»

111

Е. Боратынский
«Весна, весна! Как
воздух чист!»
Дополнительное
чтение
В. Маяковский
«Тучкины штучки»

112113

С. Михалков «Быль
для детей».
С. Баруздин
«Салют».

114

Ф. Тютчев Зима
недаром злится...»

115

Дополнительное
чтение
К. Ушинский
«Проказы старухизимы»
А. Куприн
«Скворцы» Н.
Сладков«Скворецмолодец»
Дополнительное
чтение Н.Сладков
«Проталина»

116

Н. Сладков
«Апрельские
шутки» А. Барто
«Апрель»

Самостоятельное чтение рассказа.
Выполнение заданий в учебнике и
в тетради. Сравнение жанров
произведений
Самостоятельное чтение
стихотворения. Беседа после
чтения. Выполнение заданий в
учебнике и в тетради
Чтение стихотворения С. Баруздина «Салют». Выполнение заданий в учебнике. Беседа о произведениях, посвященных Дню
Победы.
Выразительное чтение
стихотворения

Слушание рассказа. Выполнение
заданий в учебнике и в тетради
Самостоятельное чтение сказкидиалога. Комментирование
заглавия. Сравнение произведений
А. Куприна и Н. Сладкова.
Чтение учителем сказки. Выполнение заданий к тексту
Самостоятельное чтение стихотворения. Выразительное чтение
стихотворения

Развитие восприятия
художественного
произведения, отработка
навыков чтения.

Уметь:
– бегло читать предложения,
отрывки из изучаемых
произведений;
– пересказывать рассказ или
сказку по готовому плану;
– объяснять авторскую точку зрения;
– сочинять небольшие сказки
или рассказы о героях изученных
произведений
– объяснять поступки героев и
свое отношение к ним;
– передавать интонацией свое
отношение к читаемому;
– различать авторские и
народные сказки;
– самостоятельно выполнять
задания по теме («Проверь
себя»);
– оценивать свои знания

индиви
дуаль
ный
опросы.

Развитие навыков чтения
и читательских умений.

Тематич
еский

Развитие навыков чтения
и читательских умений.

Тематич
еский

Развитие навыков чтения
и читательских умений.

Задание в тетради

Задание в тетради по
В. Маяковскому;
читать в
хрестоматии (по
желанию)
Подготовить
рассказ «В моей
семье живет
память о войне»
Наизусть
Задание в тетради

Тематич
еский

Задание в тетради
(«Скворецмолодец»)

Тематич
еский

Задание в тетради
(А. Барто
«Апрель»)

117

118

119

120

121

122

123

Г. Скребицкий
«Жаворонок»
Дополнительное
чтение
К. Коровин
«Баран, заяц и еж»
Малые жанры
фольклора. Песенка
- закличка. Загадки
В. Жуковский
«Жаворонок»
Дополнительное
чтение
В. Бианки
«Что увидел
жаворонок, когда
вернулся на
родину»
О. Высотская
«Одуванчик» М.
Пришвин «Золотой
луг»
П. Дудочкин
«Почему хорошо на
свете»
Дополнительное
чтение
Э. Шим
«Муравейник»
Н. Сладков
«Весенний гам» А.
Барто «Воробей»
Дополнительное
чтение
Р. Сеф
«Чудо»
М. Пришвин
«Ребята и утята»

Самостоятельное чтение рассказа.
Выполнение заданий в учебнике и
в тетради. Работа с книгами Н.
Сладкова о природе.
Выразительное чтение песенки заклички. Выполнение заданий.
Сравнение произведений фольклора. Творческая работа: сочинение загадок и песенок - закличек
Работа с текстом стихотворения.
Выполнение заданий в учебнике и
тетради. Выразительное чтение.
Заучивание наизусть

Сравнение произведений о
весенней природе. Творческая
работа: сочинить рассказ об
одуванчике — «Маленькое
солнышко»
Работа со сказкой: упражнение в
чтении, выполнение заданий в
учебнике и в тетради, составление
плана.

Самостоятельное чтение рассказа.
Комментирование заглавия.
Выполнение заданий в учебнике и
в тетради.
Самостоятельное чтение
стихотворения.
Самостоятельное чтение рассказа.
Выполнение заданий в учебнике и

(«Это я знаю и могу
выполнить» или «Этого я еще
на знаю»)
Знать:
– 2–3 произведения о родной
природе и читать наизусть;
– фамилию автора, название
произведения, жанр;
Уметь:
– выполнять творческие
задания: нарисовать
иллюстрацию, сочинить
короткое произведение о
природе, придумать загадку и
т. д.

Уметь:
– выразительно читать стихи
наизусть;
– бегло читать отрывки
знакомого текста;
– пересказывать по готовому
плану;
– объяснять свою
точку зрения и соотносить ее
с авторской позицией

Проверка внимания (не
существующий ответ на
вопрос
в тексте)

фрон
таль
ный,
индиви
дуаль
ный
опросы.

Задание в тетради
(А. Барто
«Апрель»)

Тематич
еский

Наизусть

Тематич
еский

Выразительное
чтение рассказа;
наизусть
«Одуванчик» (по
желанию)
Задание в тетради
«Почему хорошо
на свете»

фрон
таль
ный,
индиви
дуаль
ный
опросы.
Тематич
еский

Тематич
еский

Прочитать рассказ
К. Коровина
«Баран, заяц и еж»

Самостоятельная
работа со
стихотворением А.
Барто «Воробей»

На выбор:
– пересказ рас-

124

125

126

127

128

Дополнительное
чтение
Н. Сладков
«Весенний
разговор»
Б. Заходер «Птичья
школа»

в тетради. Составление рассказа по
иллюстрациям.

Слушание. Беседа по содержанию.
Выполнение заданий в учебнике и
в тетради

Дополнительное
чтение
М. Горький
«Воробьишко»
К. Ушинский
«Утренние лучи»
Дополнительное
чтение
М. Пришвин
«Лесная капель»
А. Барто «Весна,
весна на улице...»
«Проверь себя»

Самостоятельное чтение рассказа.
Выполнение заданий в учебнике и
в тетради.

Русская народная
сказка
«Хаврошечка»

Самостоятельное чтение.
Выделение признаков сказки:
зачин, повторы, превращения,
волшебные предметы.
Выполнение заданий в учебнике и
в тетради. Пересказ по плану.

129
Дополнительное
чтение
Русские народные
сказки
«Чудо- чудное,
Диво-дивное»,
«Царевна-лягушка»

Работа с текстом стихотворения.
Упражнение в выразительном
чтении. Обучение заучиванию
наизусть
Обобщение по теме. Самостоятельное выполнение контрольной
работы «Проверь себя» в тетради.
Самопроверка по образцу.

сказа;
– задание в тетради

Уметь:
– соотносить пословицы и
поговорки
с основной мыслью
произведения;
– объяснять поступки героев
произведений, выражать свое
отношение к ним
Знать:
– наизусть 2-3 стихотворения;
– пословицы о дружбе и
труде;
Уметь:
– выразительно читать стихи
наизусть;

Иллюстрирование
книжки-самоделки

Тематич
еский

Выразительное
чтение отрывка (по
выбору)

15.05
16.05

Выразительное
чтение отрывка (по
выбору)

Развитие навыков чтения
и
читательских умений
(выразительное чтение).

Волшебные сказки-8 часов
Уметь:
Развитие восприятия
– различать сказки о
художественного
животных, бытовые,
произведения,
волшебные;
читательских умений
– сравнивать волшебные
сказки – народные и
авторские;
– сочинять сказки с
волшебными предметами;
– самостоятельно читать
волшебные сказки.
Знать:
– русских и зарубежных

фрон
таль
ный,
индиви
дуаль
ный
опросы.
Самост.
работа

Прочитать
в учебной
хрестоматии М.
Пришвин «Лесная
капель»

17.05

Наизусть
стихотворение А.
Барто
Составить
страничку
«Проверь себя» (3–
5 заданий)

20.05

Тематич
еский

Работа в тетради
по сказке
«Хаврошечка»

22.05

Тематич
еский

23.05

130-

А. Пушкин «Сказка
о рыбаке и рыбке»

131
Дополнительное
чтение
А. Пушкин
«Сказка о попе и о
работнике его
Балде»

132

133

134

Ш. Перро «Кот в
сапогах»
Дополнительное
чтение
Индийская
народная сказка
«Золотая рыба»
«Проверь себя»
Дополнительное
чтение
Л. Кэрролл
«Алиса в стране
чудес»

Слушание сказки. Выполнение
заданий в учебнике и в тетради.
Работа с книгами сказок А.С.
Пушкина

авторов сказок;
– название сказки;
– различие сказок бытовых,
волшебных, о животных.
Уметь:
– самостоятельно читать
произведение;
– давать оценку поступкам героев;
– рассказывать сказку близко
к тексту;
– знать наизусть отрывок из
сказки в стихах

Развитие восприятия
художественного
произведения,
читательских умений,
моделирование обложки
для книги.

Тематич
еский

Чтение сказки вслух. Выполнение
заданий. Работа с иллюстрациями.
Описание кота

Знать:
– русских и зарубежных
авторов сказок;
– название сказки;
– различие сказок бытовых,
волшебных, о животных.

Сравнение моделей
обложек

Тематич
еский

Обобщение по теме. Выполнение
заданий по учебнику.
Самостоятельное выполнение
проверочной работы в тетради.
Самопроверка по образцу

Уметь:
– различать сказки о
животных, бытовые,
волшебные;
– сравнивать волшебные
сказки – народные и
авторские;
– сочинять сказки с
волшебными предметами;
– самостоятельно читать
волшебные сказки.

Определение уровня
сформированности
учебной читательской
деятельности.

Наизусть I часть
«Сказки о рыбаке и
рыбке»

24.05
27.05

Задание в тетради
по «Сказке о попе
и о работнике его
балде»
Задание в учебнике

Задания в тетради

28.05
29.05

Итого
вый,
диагно
стичес
кие
тесты.

30.05

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красноозерная основная общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор школы
___________/И.А.Жернякова
Приказ № ____
от « __» _______ 20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Литературному чтению

Класс 2

Всего часов на учебный год___136______
Количество часов в неделю______4_____
Учитель: Ржахова О.А.
2019г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».